Выжигание по дереву для детей
Главная » Самоделки » Разное » Разное

Выжигание по дереву для детей



Выжигание – один из видов декоративно – прикладного искусства, существует уже не одну сотню лет. В любом краеведческом музее можно найти старинные шкатулки, шкафчики, полочки и т. д., которые мастерски украшены выжженным орнаментом. Такие предметы, помимо своей исторической ценности, являются произведениями искусства. Это занятие будет очень интересным и полезным дл детей, старше 6 лет.

Важно, чтобы подобранный или придуманный узор был не только аккуратно выполнен, но и подходил к предмету, который нужно украсить. Выжиганием можно украсить различные предметы: рамки для фотографий, шкатулки, полочки. Рисунки могут быть самыми разнообразными. Необходимо учитывать форму, размер, цвет, материал предмета. Только тогда выполненная работа вызовет у человека чувство восхищения, что и составляет основную цель искусства выжигания по дереву. Плохо сказывается на качестве работы и поспешность. Очень трудно, практически невозможно исправить неверно нанесенную черту. Поэтому во время работы лучше следовать мудрому принципу: «Поспешай медленно», и тогда результат не разочарует своего исполнителя.

Для выжигания был придуман специальный аппарат — электровыжигатель. Он достаточно прост в обращении и состоит из корпуса с регулятором накала, ручки с нагревательной иглой и проводов. Когда раскаленная игла дотрагивается до деревянной дощечки, верхний слой обугливается, и остается выжженный след. Глубина его зависит от температуры накала иглы и нажима на рабочую поверхность.

электровыжигатель

Во время работы с прибором для выжигания необходимо беречь руки и одежду от касаний горячей иглы. Закончив работу, следует выключить прибор из электрической сети. Выжигать можно и с помощью набора тавро, сделанных из старых, непригодных для вязания, спиц или из толстой проволоки. Тавро нужно раскалить над газовой конфоркой и выжигать. Чтобы не обжечь руки, обязательно обмотай рукоятку тавро тряпочкой.

Выжигать можно с помощью набора тавро

Для работы лучше всего использовать фанеру или дощечки, которые изготовлены из древесины мягких пород дерева: липы, ольхи, тополя. Перед выжиганием рабочую поверхность нужно хорошо отшлифовать мелкой наждачной бумагой, а затем при помощи копировальной бумаги перевести на нее соответствующий рисунок или узор. Чтобы во время перевода рисунок не сместился, исказив переносимые контуры, следует прикрепить его к дощечке кнопками или прижать чем-нибудь тяжелым. Если на рисунке есть прямые линии, то при их переводе желательно пользоваться линейкой. С особым вниманием переводится узор, имеющий одинаковые по форме и размеру элементы: их искажение приведет к нарушению рисунка орнамента.

Если узор большой, то его надо переносить на поверхность доски по частям, тщательно подгоняя их друг к другу. Перевести рисунок орнамента можно и с помощью шаблона или трафарета, изготовленных из плотной бумаги или картона. Существует несколько видов выжигания. Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность доски:

 1. Выжигание по контуру: линиями выжигается только контур предмета.

 2. Силуэтное выжигание: полностью выжигаются либо фигурки людей, животных, растений и т. д., либо фон, на котором они изображены 

 3. Декоративное выжигание: четко выжигаются контуры рисунка и его тени 

 4. Выжигание с передачей светотени: этот вид считается самым сложным, так как требует не только умения хорошо рисовать, но и достаточного опыта по выжиганию.

Детям, которые только начинают постигать азы выжигания, лучше всего выжигать не штрихами, а точками, которые следуют друг за другом, образуя линию. Если наносить точки более или менее густо, изменять их размер и глубину, то можно легко передать на рисунке игру света и тени, объемность изображаемого предмета. 

Сначала надо выжечь контур рисунка линией, состоящей из отдельных точек. Затем заполнить фон точками. На последнем этапе выжигания точками разных размеров и глубины передаются оттенки светотени.
Чтобы получилась тонкая линия, иглу выжигателя следует вести быстро. Если же передвигать ее медленно, то линия будет толстой. Заканчивая линию, надо резко отрывать от рисунка.

Во время выжигания поверхность доски должна быть хорошо, но не очень ярко освещена. Руку, в которой находится выжигатель, нужно расположить на столе так, чтобы она не дрожала. Так как при выжигании воздух в помещении загрязняется, необходимо как можно чаще это помещение проветривать. Летом же лучше всего выжигать на свежем воздухе. Не следует во время работы очень близко наклоняться над доской и дышать ртом, иначе дым попадает в глаза и рот, вызывая кашель и слезотечение.

Изделие, украшенное выжиганием, можно раскрашивать акварельными, масляными красками, гуашью, анилиновыми красителями, разноцветной тушью, цветными чернилами. Очень эффектно будет выглядеть выжженный рисунок и фон, раскрашенный различными оттенками коричневого цвета. Таким образом, можно добиться мягких и плавных переходов от света к тени. Для окраски изделия в коричневый цвет часто используют водный раствор марганцовокислого калия (марганцовки).

Окрашивание и раскрашивание изделия производят после его тщательной зачистки мелкой наждачной бумагой. Зачищать можно только вдоль волокон древесины. Чтобы раскрашиваемый рисунок был ярким, сочным, необходимо несколько раз покрыть одно и то же место краской.

Торцовые поверхности доски, кромки фанеры больше впитывают краску, чем боковые поверхности. Поэтому, чтобы добиться однотонного и равномерного окрашивания, торцовые поверхности предварительно надо смочить водой.

Трудно раскрашивать рисунок, узор в пределах контура, так как краска из-за волокнистого строения древесины распространяется по ее поверхности неравномерно, образуя подтеки. Чтобы этого избежать, можно выжечь непрерывную линию по границам контура (при этом волокна древесины пережгутся, и краска не выйдет за линию) или обозначить контур ножом, перерезая поверхностный слой волокон.

После окрашивания изделие следует покрыть лаком или воском, чтобы выжженный рисунок стал еще более ярким и дольше сохранился. Для лакировки выжженных изделий обычно применяется светлый спиртовой лак, который накладывается на поверхность рисунка, узора в один-два слоя. Чтобы покрыть изделие лаком, надо взять комок ваты, смочить ее лаком и завернуть в чистую и мягкую полотняную тряпочку. Затем поверхность тампона смочить небольшим количеством (несколько капель) растительного масла. Наносится лак одним слоем параллельно направлению волокон древесины. Следующий слой лака можно наносить только после того, как высохнет предыдущий.

Для работы лучше всего использовать фанеру или дощечки, которые изготовлены из древесины мягких пород дерева: липы, ольхи, тополя. Фанера состоит из большого числа тонких деревянных пластин, которые наклеены друг на друга таким образом, что направление узора древесины пластин крестообразно относительно друг друга. Это предотвращает деформацию пластин.

Чтобы получить представление о том предмете, который нужно сделать, его изображают в виде чертежа. Фанеру нужно отшлифовать шкуркой или наждачной бумагой. Она представляет собой хлопчатобумажную материю или плотную бумагу, на одну сторону которой нанесены мелкие зерна стекла и твердых минералов.

Чтобы изделие получилось правильным и без перекосов, сначала нужно разметить заготовку, то есть указать линии, по которым потом будет производиться обработка (выпиливание, выжигание). Выпиливание заготовки выполняется лобзиком. Лобзик – это разновидность пилы, которая подходит для выпиливания различных фигур из фанеры. Для удобства работы с лобзиком можно оборудовать рабочее место специальной верстачной дощечкой, изготовленной из толстой фанеры. Перед работой вставить пилку в нижний зажим так, чтобы зубчики смотрели вниз, и закрепить ее верхним зажимом. Пилку надо как следует натянуть и закрепить, иначе она быстро сломается. Хорошо натянутая пилка звенит, а не дребезжит, если к ней прикоснуться рукой. При выпиливании лобзик нужно держать все время перпендикулярно, движения должны быть плавными и легкими, без сильного нажима. При работе пилка лобзика нагревается, поэтому иногда устраивайте перерыв.

Обработка краев изделия шкуркой или наждачной бумагой. Выжигание контура рисунка электровыжигателем. Сначала надо выжечь контур рисунка линией, состоящей из отдельных точек. Затем заполнить фон точками. На последнем этапе выжигания точками разных размеров и глубины передаются оттенки светотени. Руку, в которой находится выжигатель, нужно расположить на столе так, чтобы она не дрожала.

Выжигание по дереву для детей

Лакировка выжженного изделия производится светлым спиртовым лаком, который накладывается на поверхность рисунка, узора в один-два слоя. Чтобы покрыть изделие лаком, надо взять комок ваты, смочить ее лаком и завернуть в чистую и мягкую полотняную тряпочку. Затем поверхность тампона смочить небольшим количеством (несколько капель) растительного масла. Наносится лак одним слоем параллельно направлению волокон древесины. Следующий слой лака можно наносить только после того, как высохнет предыдущий.

Продолжая тему Выжигание по дереву для детей:

Чертёж мангала
Самодельный ультразвуковой отпугиватель
Автоматический переворот яиц в самодельном инкубаторе
Переделка электронного трансформатора
Поделки из пластиковых бутылок

Цветы из ложечек
Букет из разноцветных пластиковых ложечек с подсветкой

 

Поделки из теста
Необычные поделки из солёного теста порадуют ваших детей

 

Сварочный аппарат
Надёжный и универсальный сварочный аппарат можно собрать своими руками

 

Браслет из цепочки
Самодельный браслетик делаем на основе цепи, замка и кожаной верёвки.